Лоурайдеры возникли как развлечение ветеранов Второй Мировой, стали главной машиной хип-хоп-революции, а сегодня превратились в дорогостоящее хобби автолюбителей со всего мира
Фото: Shutterstock Машины начнут продавать по новой схеме: подробности важной реформы Технологии 12 апреля Там, где пробок точно нет. Крутые луноходы от автомобильных компаний Рынок 13 апреля Автомобили начали дешеветь: изучаем реальные цены в автосалонах Техосмотр 13 апреля Мошенники придумали способ обойти техосмотр: что будет за подделку
Лоурайдеры — один из самых узнаваемых стилей автотюнинга. Образ яркого «шеви» с минимальным клиренсом, способного раскачиваться и подпрыгивать на подвеске, сделали всемирно известным американские фильмы и популярные хип-хоп клипы. Сегодня машины, оформленные в стиле калифорнийских гангстеров, пытаются копировать во всем мире. Рассказываем, как возникла культура лоурайдеров и почему она завоевала мир.
- Что это
- История появления
- Как работают
- Современные лоурайдеры
Что такое лоурайдер
Лоурайдеры — это особая разновидность тюнингованных автомобилей. Главная особенность этого стиля — максимально заниженная подвеска. Но есть и другие отличительные черты:
- как правило, используются американские автомобили 40-70-х годов прошлого века;
- яркие цвета машин, обильное использование серебристой хромовой краски;
- аэрографическая роспись, чаще всего с латиноамериканскими узорами и сюжетами;
- максимально комфортный салон с мягкими сиденьями;
- часто, но необязательно — регулируемая по высоте подвеска, позволяющая кузову машины качаться вверх-вниз и даже подпрыгивать;
- мощные аудиосистемы;
- маленькие колеса с узкими шинами, призванные визуально подчеркнуть «заниженность»;
- литые диски.
Сегодня лоурайдеры ассоциируется с афроамериканской и латиноамериканской культурами, а также хип-хоп музыкой. Апофеозом этого увлечения можно считать легендарное телевизионное шоу «Тачку на прокачку», где многие машины переделывались именно в стиле лоурайд.
Как появились лоурайдеры
Культура лоурайдеров зародилась во второй половине 1940-х годов в рабочих кварталах Лос-Анджелеса. Со Второй мировой войны в город вернулись тысячи молодых мужчин, получивших на фронте технические специальности, связанные с ремонтом и обслуживанием техники. Но количество рабочих мест было ограничено, и далеко не все ветераны смогли устроиться по профессии.
Чтобы чем-то занять себя и заработать, многие из них открыли гаражи-мастерские, в которых чинили и тюнинговали машины. Белые механики старались сделать автомобиль как можно более быстрым и интересовались в основном мощными двигателями — этот стиль получил название хот-род.
Латиноамериканцы, напротив, совсем не стремились повысить эффективность своих машин. Вместо этого, максимально занижали подвеску, делая автомобили bajito y despacito — «низкими и медленными». Низко посаженная машина, плавно едущая по улице, почти цепляясь бампером и подвеской земли, считалась вершиной шика.
Лоурайдеры быстро стали важным атрибутом культуры калифорнийских латиноамериканцев — чикано. Такие машины играли еще и важную социальную функцию. К примеру, клубы автолюбителей часто сотрудничали с профсоюзами и работали как структуры взаимопомощи, а молодые художники самовыражались, расписывая кузова. В то же время, в массовом сознании лоурайдеры ассоциировались с криминалом, и это имело основание — такие машины обожали участники преступных сообществ и наркоторговцы.
Самой популярной машиной для переделки под лоурайдер стала выпущенная в 1958 году Chevrolet Impala — благодаря X-образной раме ее было удобно и легко «занижать».
1958 Chevrolet Impala
В 1957 году в Калифорнии запретили машины, у которых любая часть была «ниже обода колеса». В ответ на это умельцы начали устанавливать на лоурайдеры гидравлические системы управления подвеской, которые позволяли менять ее высоту, и даже могли заставить машину «прыгать». Завидев полицейских, водитель мог быстро поднять подвеску на «законный» уровень и избежать наказания.
Впервые такую систему создали братья Филберт и Рон Агуирр, которые поставили на Chevrolet Corvette гидронасосы Pesco и гидроцилиндры со списанного бомбардировщика Б-52.
В 1970-х культура лоурайдеров вышла за пределы сообщества чикано и проникла в соседнее, во многом культурно и экономически близкое — афроамериканское. В 1975 году фанк-группа War выпустила песню Low Rider, которая стала суперхитом.
На рубеже 1980-х и 1990-х годов в окрестностях Лос-Анджелеса началась культурная революция гангста-рэпа, которая в одночасье сделала черных музыкантов из гетто главными мировыми поп-звездами. А вместе с ними весь мир узнал и полюбил лоурайдеры. Пожалуй, больше всего для известности этих машин сделали музыканты Dr. Dre и Snoop Dogg, которые показывали их чуть ли не в каждом клипе. Группа Cypress Hill также посвятила лоурайдерам одноименную песню.
Как работают лоурайдеры
Термин «лоурайдер» не очень конкретный. Если воспринимать его широко, то можно считать лоурайдером любой заниженный автомобиль, переделанный с оглядкой на оригинальные американские образцы.
Но довольно часто под этим понятием подразумевают машины с «танцующим» приводом. Есть два варианта исполнения такой системы:
- Пневматическая подвеска, где стальная пружина заменена на резиновую подушку, подключенную к компрессору. Такая система проще и надежнее, но работает довольно медленно.
- Гидравлический механизм, где компрессор нагнетает жидкость, которая давит на поршень. Сила такого устройства гораздо выше, и работает оно резче, заставляя машину отрываться от земли и подпрыгивать.
Привод работает от аккумулятора и, как правило, управляется с пульта, установленного в салоне.
Современные лоурайдеры
В 1990-х и 2000-х годах американская культура лоурайдеров достигла вершин — во многом благодаря тому, что в хип-хоп индустрию потекли огромные деньги.
В целом культура лоурайдеров мало изменилась. Больше всего ценятся американские автомобили 1960-1980-х годов — каждый год они становятся все более дорогими и редкими. Единственное существенное отличие современных лоурайдеров — под капот им часто устанавливают очень мощные двигатели, которые могут стоить несколько десятков тысяч долларов.
Сегодня существует несколько крупных сообществ любителей лоурайдеров за пределами США. Еще в конце 1980-х своя культура лоурайдеров появилась и в Японии. Здесь латиноамериканская традиция вошла в контакт с босодзоку — связанной с криминалом субкультурой байкеров. В Японии очень любят классические американские лоурайдеры, но также часто переделывают под низкую подвеску и управляемую гидравлику местные автомобили, например седаны от Toyota в том числе и пикапы, и даже мотоциклы.
Уникальная субкультура лоурайдеров сложилась и в Бразилии. Интересно, что здесь пионерами стали потомки эмигрантов из Японии. В Бразилии лоурайдеры популярны прежде всего в Сан-Паулу среди представителей субкультуры «чолос», которые стараются подражать стилю чикано.
Впрочем, в Бразилии американские винтажные машины — очень дорогое удовольствие, которое могут позволить себе лишь богатые. А остальные тюнингуют велосипеды так, чтобы они были максимально похожи на мотоциклы-чопперы и машины-лоурайдеры — правда, занизить подвеску здесь уже не выйдет.
Крупное сообщество любителей лоурайдеров есть в России — московский автоклуб «Бояре». Его участники тюнингуют советские «Волги». Любители таких машин на постсоветском пространстве общаются и обмениваются опытом в группе «Круиз» в VK.
- История роторного чуда. Как Mazda приручила двигатель Ванкеля
- Шок и трепет. Почему после новой BMW 7 серии мир не будет прежним
- «Русский Hummer», «Гном» и другие легковушки КамАЗа