Двухрульная машина для поиска взрывчатки, военная амфибия, электромобиль для фермеров и другие невероятные модификации легендарного советского внедорожника
Фото: УАЗ
Недавно глава Ульяновского автозавода Адиль Ширинов признался, что завод до сих пор делает «машины из прошлого века». Действительно, в линейке УАЗа есть несколько настоящих моделей-долгожителей, сходящих с конвейера не один десяток лет. Взять, например, внедорожник «Хантер» — преемника легендарного «469-го», который за свою почти полувековую историю обзавелся самыми невероятными версиями.
Дорожный миноискатель с двумя рулями
Это, пожалуй, одна из самых необычных модификаций УАЗ-469 — в конце 70-х в Ульяновске выпустили внедорожник с двумя рулями. При этом машина не предназначалась для учебных целей: она представляла собой Дорожный индукционной миноискатель (ДИМ). Внедорожник разработали для поиска мин с металлическими корпусами или элементами на глубине до нескольких десятков сантиметров. Спереди автомобиля располагался специальный поисковый элемент, закрепленный на выносной раме вместе с электросистемами и трассировщиком.
Водитель управлял самим автомобилем, а второй руль предназначался для оператора поискового элемента. Из кранов специального бака вытекала ярко-желтая трассировочная жидкость, обозначая границы проверенной полосы. Если датчики обнаруживали мины, то автоматика разъединяла сцепление и активировала тормоза. Водитель сдавал на 30 метров назад, а затем в дело вступали саперы. ДИМ на базе УАЗ-469 использовался не только советскими войсками, но и поставлялся в другие страны. Например, в африканскую Анголу.
Военная амфибия «Ягуар»
В 1976 году в Ульяновске по государственному заказу начали проектировать плавающий автомобиль с грозным названием «Ягуар» на базе гражданского 469-го. У внедорожника амфибия позаимствовала двигатель, а также основные узлы трансмиссии и ходовой части. Главным отличием стал особый водоизмещающий кузов с двумя герметичными дверями, а также два гребных винта, расположенные под полом перед задним мостом. Функцию рулей на плаву выполняли передние колеса.
В 1976 году в Ульяновске по государственному заказу начали проектировать плавающий автомобиль с грозным названием «Ягуар».
Всего было выпущено 14 машин «Ягуар».
«Ягуары» успешно прошли испытания, в рамках которых одна из машин проплыла по Волге от Ульяновска до Астрахани и обратно. Однако вместе с развалом Советского союза перспективы военного заказа были утрачены и на предприятии свернули подготовку к серийному производству амфибии. Всего было выпущено 14 подобных машин.
«Баклан» для пограничников
На базе «Ягуара» была создана еще одна отдельная модификация универсальной водоплавающей военной машины под названием «Баклан», которую разработали по специальному заказу КГБ для погранвойск. Конструктивно версия с птичьим названием ничем не отличалась от своего кошачьего донора: все дело было в специальном оснащении для патрулирования территории.
На базе «Ягуара» была создана отдельная модификация универсальной водоплавающей военной машины под названием «Баклан».
«Баклан» разработали по специальному заказу КГБ для Погранвойск.
Над брезентовым тентом располагались фиксаторы для шести пар лыж, а также две высокие антенны. Сзади устанавливалось для ведения радиолокационной ближней разведки. В кабине было два лавки вдоль бортов для шести человек, а также крепления для перевозки ручного пулемета Калашникова, двух автоматов АК-74 и специального бинокля ночного видения.
УАЗ «Рюрик»
Впрочем, на базе УАЗ-469 создавали не только военные, но и «мирные» модели. Так, в конце 80-х конструкторы и инженеры начали активно экспериментировать с дизайном, благодаря чему появилось немало смелых проектов по переделке легендарного советского внедорожника. Одним из самых известных стал автомобиль под названием «Рюрик». Он отличался от донорской машины принципиально новым современным кузовом, который авторы проекта намеревались делать из стеклопластиковых панелей на основе сварного алюминиевого каркаса.
«Рюрик» отличался от донорского УАЗ-469 принципиально новым современным кузовом.
Когда серийная модель была готова примерно на 80%, финансирование программы прекратилось.
Первый ходовой прототип собрали в 1994 году, однако через четыре года, когда серийная модель была готова примерно на 80%, финансирование программы прекратилось. Выпущенная машина так и осталась в единственном экземпляре, если не считать еще двух-трех сделанных кузовов.
UAZ Hunter «Экспедиция»
УАЗ-469 так и продолжили выпускать практически в неизменном виде, однако в 2011 году модель с незначительными доработками сменила название на Hunter. Два года назад у внедорожника появилась экстремальная модификация под названием «Экспедиция», предназначенная для дальних путешествий по экстремальному бездорожью. От стандартного автомобиля такой вариант отличается оранжевым цветом кузова (кроме того, доступен коричнево-серый и хаки), силовыми бамперами и порогами, защитой рулевых тяг, «зубастыми» покрышками BF Goodrich, а также наличием электрической лебедки.
Экстремальная модификация под названием «Экспедиция» предназначена для дальних путешествий по экстремальному бездорожью.
От стандартного УАЗ-469 вариант «Экспедиция» отличается оранжевым цветом, силовыми бамперами и порогами, защитой рулевых тяг, «зубастыми» покрышками BF Goodrich, а также наличием электрической лебедки.
Версия «Экспедиция» — самая дорогая в линейке: на данный момент внедорожник обойдется минимум в 1 123 000 рублей.
Экспедиционный «Хантер» оснащен 2,7-литровым бензиновым двигателем, развивающим 135 л. с. и 217 Н·м крутящего момента. Мотор работает в паре с пятиступенчатой механической коробкой передач, системой подключаемого полного привода с понижающим рядом и блокировкой заднего дифференциала. Эта версия — самая дорогая в линейке: на данный момент внедорожник обойдется минимум в 1 123 000 руб.
Электрический внедорожник Spartan
В начале 2020 года УАЗ и чешская фирма MVM Motors анонсировали совместный проект по выпуску нескольких новых модификаций внедорожника «Хантер» под названием Spartan. Автомобиль сохранил узнаваемую классическую внешность из СССР, но при этом получил совершенно другую современную техническую начинку. Двигатель внутреннего сгорания заменили мощным электромотором, питающимся от блока аккумуляторов емкостью от 56 до 90 киловатт-часов. При этом внедорожные способности автомобиля останутся на прежнем уровне, так как «зеленый» Hunter сохранит полный привод с подключаемой передней осью и понижающую передачу.
Spartan сохранил узнаваемую классическую внешность из СССР, но при этом получил совершенно другую современную техническую начинку.
«Зеленый» Hunter сохранил полный привод с подключаемой передней осью и понижающую передачу.
Авторы проекта рассчитывают, что Spartan будет пользоваться популярностью на рынке Западной Европы.
По замыслу разработчиков, электрический внедорожник сможет заполнить пустующую нишу на рынке Западной Европы. Авторы проекта рассчитывают, что подобный автомобиль будет пользоваться популярностью у фермеров, работников лесной промышленности и горнодобывающих компаний, деятельность которых напрямую связана с бездорожьем.
Hunter из будущего
А вот таким УАЗ «Хантер» следующего поколения видит нидерландский художник Эвауд Люппенс. По замыслу дизайнера, будущий внедорожник должен получить трехдверный кузов, длинную переднюю часть, рельефные боковины, узкую светодиодную оптику, расширители колесных арок черного цвета, а также подвеску с очень высокой посадкой.
Нидерландец решил оставить внедорожнику и классические черты вроде объемного «дутого» капота, характерной радиаторной решетки, а также фирменный логотип.
Над российским триколором на месте кода региона значится индекс «469» — отсылка к классическому советскому внедорожнику.
При этом нидерландец решил оставить внедорожнику и классические черты вроде объемного «дутого» капота, характерной радиаторной решетки, а также фирменный логотип. Интересно, что на государственном номере написано слово «Власть», а над российским триколором на месте кода региона значится индекс «469» — отсылка к классическому советскому внедорожнику, появившемуся почти полвека назад.