АвтомобилиКогда закончится дефицит автомобилей: главные факты

Когда закончится дефицит автомобилей: главные факты

Повсеместные приостановки производств, рост цен и многомесячные очереди. Что происходит с мировым автопромом, который к концу года может недосчитаться 13 млн машин


            Когда закончится дефицит автомобилей: главные факты

Фото: Volkswagen Мгновенное наказание за нарушения: водителей ждет лавина штрафов Отечественный автопром 31 мая Главные провалы: российские народные машины, которые не увидели свет Номера 30 мая В ГИБДД жестко отреагировали на 3D-номера: лишать прав будут всех Отечественный автопром 3 июня Что такое упрощенные машины, и какие из них первыми появятся на дорогах

На фоне катастрофического падения российского автомобильного рынка, которое может составить более 50% по итогам года, несколько теряется общемировая картина. Которую не назвать безоблачной. Последствия пандемии по-прежнему влияют на темпы производства автомобилей по всей планете, а последние геополитические события лишь усугубляют это положение. Разбираемся, что происходит с мировым автопромом и когда он сможет восстановиться до прежних уровней.

Как вообще случился дефицит полупроводников

Ситуация, в которой оказалась промышленность, произошла из-за большой коллективной ошибки. Испугавшись мощного снижения спроса в начале пандемии, большинство производителей отменили заказы на поставки полупроводников, а когда пришла пора возвращаться к производству, выяснилось, что все далеко не так просто.

Ведь фабрики, которые выпускают микрочипы, тоже останавливались во время локдауна, а со стороны запертых по домам людей появился невиданный доселе интерес к электронным устройствам: игровым приставкам, компьютерам и пр. Поток комплектующих быстро перенаправили туда, а автомобильная отрасль оказалась в стороне.

Еще надо учитывать, что в машинах используются относительно старые и слабые процессоры. Связано это с долгим циклом разработки и испытаний каждой модели, а также с крайне высокими требованиями к надежности — автомобильные компоненты должны выдерживать серьезные вибрации и перепады температур.

Для быстро прогрессирующей электронной индустрии это означает откат к предыдущим технологиям и в конечном счете потерю прибыли. Говоря простыми словами, на новых и дорогих чипах для Playstation можно заработать больше, чем на старых и дешевых для Volkswagen или Toyota.

В результате глобальные продажи легковых автомобилей в 2020 году упали до 68,6 млн единиц. Для сравнения, в допандемийном 2019 году было реализовано 80 млн машин, а абсолютный рекорд приходится на 2017 год — тогда по планете разъехалось 84,4 млн новеньких легковушек.

Долгий выход из кризиса

Разумеется, производители начали решать проблему: убирали часть опций (так, во многих автомобилях концерна GM временно пропал подогрев сидений), другие навороты переводили в более богатые комплектации и снижали производство нишевых моделей. Приоритет был отдан либо самым свежим машинам, либо самым популярным.

Важно понимать, что индустрия микрочипов довольно инертна. Ее можно быстро затормозить (как и произошло в локдаун), а вот стремительно нарастить мощность сложнее: постройка и запуск новой фабрики занимает как минимум три-четыре года. Разумеется, автомобильные компании начали искать альтернативные каналы поставок, но на протяжении 2021 года дефицит сохранялся. Крупнейшие концерны — Ford, General Motors, Toyota, Volkswagen, Stellantis — отстали от собственных планов на 1-1,25 млн автомобилей каждый.

Это, в свою очередь, привело к очередям, которые могли достигать полугода, и повышению конечной стоимости для клиентов. Если европейские дилеры сократили или вовсе убрали традиционные скидки, то в США речь шла именно о наценках, которые в отдельных случаях исчислялись десятками процентов.

Новые трудности

В начале 2022 года многие производители начали говорить с осторожным оптимизмом: мол, к середине года поставки полупроводников должны быть приведены к стабильному и понятному ритму. Но дальше в дело вмешалась ситуация на Украине — причем довольно неожиданным образом.

В марте концерну VW пришлось останавливать работу своих европейских заводов из-за нехватки… жгутов электропроводки! Оказалось, что для Volkswagen, Skoda, Audi и даже Porsche они поставляются с Украины. И если отдельный чип или какую-нибудь кнопку можно доустановить позже, то без центральной «нервной системы», которая прокладывается на самом раннем этапе, машину нельзя собрать даже частично. В настоящее время украинские фабрики, преимущественно расположенные на западе страны, возобновили работу, а немцы нашли альтернативных поставщиков в Европе. Но нет гарантий, что ситуация снова не ухудшится.

Вторая проблема — неон. Этот инертный газ используется в производстве все тех же полупроводников, а 60% мирового объема также поставляла Украина. Причем здесь быстро найти замену практически невозможно: оборудование для этого используется специфическое, и оно есть всего у нескольких компаний в мире, две из которых украинские.

Запасы газа у изготовителей микрочипов есть, но они не бесконечны — так что мир может столкнуться со второй волной дефицита электронных компонентов. Наконец, свою роль играет фактор глобального нарушения цепочек поставок: текущая ситуация отражается не только на России и Украине, но и на всей мировой логистике.

Прогнозы на ближайшее будущее

Судя по всему, автопром ждет очередное падение. Приостановки конвейеров уже произошли или вскоре произойдут у большинства крупных компаний: Ford, Toyota, General Motors и пр. К этой картине добавляется весенний локдаун в Китае, вызванный очередной вспышкой коронавируса, а также практически полная остановка производства в России. Эксперты немецкого Центра автомобильных исследований (CAR, Center of Automobile Research) прогнозируют, что мировые продажи по итогам года составят 67,6 млн единиц, то есть даже меньше, чем было в 2020 году.

Но что будет со спросом? На фоне стремительной инфляции в Европе и США потребность в новых машинах может снижаться даже быстрее, чем темпы их производства. А с учетом существенного роста цен на топливо очень мощную динамику могут продемонстрировать электрокары. На самом деле, это происходит уже сейчас: например, в апреле на европейском рынке автомобили с традиционными ДВС потеряли 20% продаж по сравнению с тем же месяцем прошлого года, а машины на батарейках просели лишь на 1,4%.

Глобально же быстрого возвращения к допандемийным показателям ожидать не стоит. По прогнозам центра CAR, с 2023 года мировой автопром должен вернуться к плавному росту, но к 2025 общие объемы продаж составят лишь около 75 млн единиц.

НОВОЕ НА САЙТЕ

АвтоВАЗ назвал цены Lada Granta для начинающих водителей

АвтоВАЗ начал продажи седана Lada Granta для начинающих водителей. ...

Профессиональная помощь пострадавшим от мошенников: возвращение справедливости

Мошенничество – распространенное явление, жертвами которого могут стать люди любого возраста и социального положения. Потеря денег, имущества или личных...

Старт продаж Lixiang, новая Lada и отмена скидок. Главное за неделю

Новые Lixiang и Lada Granta вошли в топ самых ожидаемых новинок мая в России ...

Каким будет обновленный УАЗ «Патриот». Цена и список изменений

Названа ориентировочная стоимость нового УАЗ «Патриот» ...

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННЫЕ
Рекомендовано вам