Завод Nissan в России планирует еще год не увольнять сотрудников: такую схему прорабатывают при переводе предприятия в распоряжение НАМИ. Что ждет предприятие и к чему готовится персонал, выяснил Autonews.ru
Фото: Анатолий Мальцев / EPA / ТАСС Автомобилисты начали получать штрафы за мотоциклы: странная ошибка камер Китай 22 августа Что можно купить в Китае по цене подержанной Lada Vesta Рынок 22 августа Сколько сейчас стоят премиальные машины в России и какие реально купить Техосмотр 19 августа Техосмотр нужен на все машины: карты начали проверять на границах
Автомобили Nissan больше не производят в России: в середине октября компания сообщила, что российские активы автоконцерна Nissan, включая завод в Санкт-Петербурге, перейдут в госсобственность, собственником станет ФГУП «НАМИ». Что будет с компанией дальше — пока неизвестно. Недавно появились новости от источников о том, что китайскую компанию FAW могут привлечь к сотрудничеству при посредничестве ПАО «КАМАЗ». Официального подтверждения этой информации пока нет. Autonews.ru пообщался с официальным профсоюзом компании в России и с сотрудниками, которые рассказали, сколько они еще будут работать на предприятии и о чем договорились с Nissan.
Что сейчас происходит на заводе Nissan?
На заводе в Петербурге было локализовано производство внедорожников Qashqai, X-Trail и Murano. Сейчас на заводе числится около 2 тыс. человек, с 14 марта, когда предприятие ушло в простой, они получают 2/3 оклада. В официальном сообщении пресс-службы Nissan сказано, что «все работники компании получат гарантии защиты их прав на период 12 месяцев». Как рассказал Autonews.ru представитель профсоюза Nissan Петр Принев, на дату 20–21 октября существенных изменений в ситуации нет.
«Оплачиваемый простой, подписанный работниками до 31 декабря 2022 года, продолжается. До работников со стороны администрации регулярно доводится информация о ситуации и даются необходимые разъяснения по возникающим вопросам», — сказал Принев.
Сотрудников уволят или сократят?
Как уточнили в профсоюзе, на данный момент Nissan прорабатывает вариант со сменой собственника. «В этом случае работников автоматически переводят к новому собственнику — НАМИ — с сохранением трудовых договоров, всех льгот и с гарантией сохранения рабочих мест в течение 12 месяцев. В целом одним из важных условий сделки с НАМИ стало именно предоставление прямых гарантий на трудоустройство работникам на 12 месяцев», — сообщил Принев.
Источник в компании Nissan в беседе с Autonews.ru отметил, что названные профсоюзом условия по сохранению мест для сотрудников были прописаны в сделке с НАМИ. Более подробные нюансы, в том числе условия для сотрудников, которые решат уйти, пока прорабатывают. Autonews.ru направил запросы в НАМИ и Минпромторг.
Какая средняя зарплата на Nissan?
По словам представителя профсоюза, до 14 марта средняя заработная плата работников, занятых на конвейерной линии, а также в сварочном, покрасочном, штамповке и других цехах находилась на уровне от 60–70 тыс. руб. — это выше средней заработной платы в регионах.
Планируют ли сотрудники остаться на вновь организованном предприятии?
С администрацией предприятия у профсоюза установлен постоянный контакт. «Учитывая текущую ситуацию, сложно делать какие-либо прогнозы. Конечно, работники желают продолжить свою трудовую деятельность на предприятии», — рассказал Принев.
При этом опрошенные сотрудники подтвердили: они хотят остаться на заводе. Так, один из сотрудников конвейера признался, что ждет возвращения бренда через шесть лет.
«Я слышал, что завод продадут с правом выкупа не позже чем через шесть лет — на таких же условиях раньше ушел бренд Renault. Мне бы хотелось, чтобы Nissan вернулся. Пусть зайдут китайские бренды, если они планируют, но на шесть лет. Нас, наверно, увольнять не будут: персонал-то им нужен, а он есть, обучать новых смысла нет. Но хочется, чтобы через шесть лет нас забрали назад. Мне нравится работать именно в Nissan», — поделился сотрудник, который попросил не называть его имени.
Другой рабочий, который трудится в Nissan более десяти лет, заявил, что его устраивали хорошие условия работы на предприятии и он также не хочет уходить.
«Это был стабильный работодатель. Никаких задержек по зарплате, условия работы тоже сотрудников устраивали: была и развозка от дома и назад, одежда и питание, все выдавали, без вопросов. Работа на конвейере, конечно, скучная, монотонная. Но было много разных интересных проектов — можно было стать волонтером на разных мероприятиях, нам устраивали дни семьи, когда друзья и близкие могли посмотреть, как мы работам. На машины давали скидки, и можно было покупать их в лизинг. До ковида были корпоративы. Потом их отменили, но для разных участков устраивали такие тимбилдинги — выдавали деньги, и можно было собраться командой и сходить, например, в боулинг. И очень жаль, что такая компания уходит», — поделился еще один сотрудник в беседе с корреспондентом Autonews.ru.
Он также добавил, что руководство компании приcлушивалось к предложениям со стороны сотрудников по улучшению производственных линий и оптимизации процессов. «Можно было и с руководством поговорить, предложить что-то улучшить на производственных линиях, инициативы и предложения всегда приветствовали», — сказал один из работников.
Есть ли другие варианты работы в Ленобласти? Какие, куда можно уйти?
На заводе в основном были трудоустроены работники из двух регионов: Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В профсоюзе говорят, что варианты трудоустройства в обоих регионах есть — прежде всего это машиностроение, судостроение и предприятия оборонного комплекса. Однако Принев отметил, что средняя заработная плата на предприятии и предлагаемый соцпакет был выше, чем в среднем на предприятиях, предлагающих вакансии.
«Наверное, можно пойти в автосервис, но зарплаты, думаю, будут пониже», — сказал один из сотрудников.
Как сотрудники узнали об уходе Nissan
По словам рабочих, до объявления о простое завод работал в режиме стандартной пятидневки. Работа сверхурочно и в выходные оплачивалась вдвойне, плюс сотрудники получали квартальные премии. Правда, до объявления простоя сверхурочных задач было уже не так много.
«Я проработал на предприятии более десяти лет и увольняться не собирался. И мне очень жаль, что Nissan принял такое решение. Мы до последнего надеялись, что возобновим работу — так, 14 октября нам сказали, что производство невозможно из-за прекращения поставок нужных компонентов. Можно было только выйти на дополнительные работы — навести на работе порядок, что-то напечатать за дополнительную плату», — рассказал рабочий.
Во время простоя большинство сотрудников подрабатывали — кто-то устроился к друзьям на небольшие предприятия, кто-то ушел в доставку или в такси, а некоторые даже раздобыли станки по дереву и занялись творчеством.
«Все это время мы ждали, что сможем вернуться. О решении об уходе мы сразу — одновременно с новостями в СМИ — получили эти оповещения. Сразу мы не поняли, что это за гарантии, которые нам пообещали. Теперь мы понимаем, что нас не будут увольнять еще 12 месяцев, так что будем работать», — поделился один из сотрудников.
Официальная позиция
После объявления об уходе японский бренд раскрыл некоторые детали, связанные с обслуживанием автомобилей. Планируется, что дилеры Nissan, которые примут решение продолжить работу с автомобилями японской марки, подпишут соответствующие соглашения с АвтоВАЗом, который возьмет под свое управление центральный склад запасных частей и организует поставки необходимых деталей и расходных материалов. Что касается отношений с сотрудниками, то о предварительно достигнутых договоренностях вскоре рассказали в Минпромторге.
«В результате переговоров удалось выйти на формат, при котором предприятие сохраняет работоспособность: сохраняются ключевые компетенции, производственный цикл и рабочие места — а это около 2 тыс. сотрудников предприятия. НАМИ имеет возможность привлекать другие компании в качестве производственных партнеров, создавать совместные предприятия», — объяснял глава Минпромторга Денис Мантуров.
Завод начали строить в 2006 году, производство запустили в 2009 году. Размер инвестиций в первую очередь строительства составил $200 млн, а в 2014 году было проинвестировано еще $167 млн в расширение завода. Пресс-служба Nissan заявляет, что единовременные убытки в связи с уходом из России оцениваются в 100 млрд японских иен, то есть $686 млн, или 44 млрд руб. Автомобили Nissan российской сборки поставляли в Белоруссию и Казахстан. В 2020 году объем поставок составил 2155 автомобиля. В 2021 году на российском рынке было продано 51 338 автомобилей Nissan. Марка заняла 9-е место по продажам среди всех автопроизводителей в России, доля рынка составила 3,1%.
- На российском заводе Nissan могут начать собирать китайские машины FAW
- Что будет дальше с Nissan в России. Все подробности
- Дилерам Renault предложили стать частью сети Lada