Переход к инклюзивному образованию поспособствовал организации кабинетов для занятий лечебной физкультурой и закупке реабилитационного оборудования для школы. До образовательной реформы такие системы для ЛФК использовались исключительно в специализированных центрах, где дети с особенностями развития или те, кто получил травмы или перенес некоторые заболевания, могли проходить реабилитационную терапию.
Новый же подход к образованию ориентирован на ребенка и удовлетворение всех его потребностей во время школьного обучения. И одной из таких потребностей является возможность реабилитации и комплексного развития в стенах школы с помощью специального оборудования ЛФК для детей.
Вопрос оснащения специальных кабинетов или залов для лечебной физкультуры и подбора правильного оборудования регулируется приказами МОН. Детальнее ознакомиться с Типичным перечнем оборудования для инклюзивных школ и инклюзивно-ресурсных центров, а также купить ЛФК оборудование можно в специализированном онлайн-магазине товаров для школы.
Эффективность тренажеров для ЛФК для развития и реабилитации школьников
Почему так важно организовать в школе возможность проходить реабилитацию всем, у кого есть в этом необходимость?
Еще в 1997 году исследование Journal of School Health показало: интенсивные программы физической активности положительно влияют на академическую успеваемость:
- повышение концентрации;
- улучшенные результаты тестов по математике, чтению и письму;
- снижение слишком активного разрушительного поведения.
Обеспечить достаточный уровень физической активности в школе важно для каждого ребенка, а не только для детей с ООП. Ведь чтобы научиться контролировать движения и координировать работу мышц рук и ног, школьникам нужно тренироваться: бросать и ловить мячи, бегать, прыгать, карабкаться и танцевать под музыку. Чтобы научиться контролировать и координировать работу мелких мышц рук и пальцев, дошкольникам и ученикам начальной школы важно систематически рисовать карандашами и мелками, собирать пазлы, пользоваться безопасными ножницами с тупыми концами, застегивать молнию на куртке и хватать мелкие предметы, например, монеты. Дома с детьми, которым нужны постоянные тренировки в связи с особенностями развития, занимаются родители или ассистенты. Ну а в школе для этих целей также необходимо организовать все возможности, закупив спортивный инвентарь для залов ЛФК.
Кабинеты реабилитации и ЛФК в школах можно использовать не только с детьми, у которых есть особенности развития. Часто дети получают травмы (в том числе — и спортивные), нуждаются в восстановлении после операций — и наличие оборудованного кабинета в школе поможет им быстрее возобновить ее посещение, не теряя общение со сверстниками и не отставая от учебной программы.
А еще некоторые виды оборудования для лечебной физкультуры можно использовать всем классом — для веселых и активных игр, тренировок и просто для смены видов деятельности. Все это способствует не только укреплению физического здоровья, но и эмоциональной разгрузке и хорошему самочувствию.
Виды оборудования для реабилитации и ЛФК
Для оборудования в школе или дошкольном учебном заведении базового кабинета для занятий ЛФК понадобятся:
- Мягкие гимнастические маты или коврик-конструктор, чтобы обеспечить детям безопасность и защиту от случайных падений при выполнении упражнений.
- Сенсорные мячи разных размеров: маленькие — для развития мелкой моторики, большие фитболы — для развития больших мышц и кардиотренировок.
- Сенсорные дорожки или модули с разными видами поверхностей для массажа ступней.
- Гимнастическая скамья (как правило деревянная), веревочный спортивный уголок со стенкой с перекладинами.
- Тактильные поверхности, балансиры, полусферы, качели для развития вестибулярного аппарата.
И в идеале, если позволяют размеры помещения, можно установить сухой бассейн с разноцветными шариками — дети дошкольного и младшего школьного возраста с удовольствием проводят в нем много времени, активно двигаясь и успокаиваясь от давления шариков на тело и массажа.
Оборудование для ЛФК для детей с ДЦП
Помимо универсальных залов, оборудованных для физической активности, состояние некоторых учеников с ООП может требовать и наличия специального реабилитационного оборудования — для улучшения средних и тяжелых нарушений развития опорно-двигательной, речевой, слуховой системы.
А еще, к примеру, реабилитация является доказано эффективным способом лечения и развития детей с ДЦП — помогает успешной социализации в обществе, развитию различных полезных навыков и существенно влияет на улучшение качества жизни школьника. Но ученики с ДЦП занимаются по индивидуальным программам, разработанным с учетом возраста, уровня развития (физического и психического) и тяжести заболевания. Поэтому универсальных советов для оснащения реабилитационного кабинета нет — главными будут систематичность занятий и правильно составленная программа тренировок.
Больше полезной практической информации читайте в статье «Создание инклюзивной образовательной среды в НУШ: советы для учителей». А получить бесплатную консультацию по созданию в вашем учебном заведении кабинета ЛФК и помощь в подборе, а также закупке специального оборудования можно по телефону (044) 353-33-77 — звоните!