ОбществоЩе не вмерла Антарктида: зачем Украине британский ледокол, которому...

Ще не вмерла Антарктида: зачем Украине британский ледокол, которому больше 30 лет

Ще не вмерла Антарктида: зачем Украине британский ледокол, которому больше 30 лет

Ще не вмерла Антарктида: зачем Украине британский ледокол, которому больше 30 лет Комментарии: 6 Скриншот видео Youtube/British Antarctic Survey Еще 25 лет назад именно на James Clark Ross уехала первая украинская антарктическая экспедиция, а сейчас на это судно наши ученые возлагают большие надежды.

Насколько выгодна и целесообразна такая покупка, где взять деньги на модернизацию и как планируют использовать ледокол, «КП в Украине» рассказал руководитель 25-й Украинской антарктической экспедиции Юрий Отруба.

Наконец-то у нашей антарктической станции будет свое судно. Это не только облегчит логистику, но и позволит исследовать Мировой океан, развивать станцию «Академик Вернандский», организовывать консорциумы с другими странами и проч. Ледокол James Clark Ross, конечно, не новый, но строить с нуля обошлось бы в около 250 млн евро. А б/ушное мы купили за 5 млн долларов (около 4,2 млн евро), плюс внутри есть оснащение, которое позволяет проводить научные исследования.

Раньше приходилось брать судно в аренду

Юрий, для чего и нужен ли Украине британский ледокол James Clark Ross, покупку которого анонсировали в Кабмине? Как его будут использовать?

— Ледокол значительно облегчит логистическую деятельность украинских ученых в Антарктиде. Для снаряжаемых экспедиций приходится нанимать фирмы, которые в свою очередь нанимают судно. Бывают периоды, когда нужно сделать несколько рейсов, но нет возможности найти нормальное судно на определенные даты. Или же нет рейса, или не подходит по средствам. А имея собственное судно, можно в любое время делать экспедиции. Это расширит нашу научную деятельность в этом регионе, поскольку мы сможем проводить исследования не только на станции, но и охватить Антарктический полуостров для них.

Будет ли выгодно Украине иметь собственный ледокол? 

— Мы сможем также снаряжать экспедиции других антарктических научных станций, которые не имеют собственного судна и могут быть заинтересованы. В экономическом и научном плане выгодно. 

Насколько это решит доставку нашей экспедиции в Антарктиду? Он будет постоянно курсировать между Украиной и Антарктидой или будет там проводить исследования

— Будет зависеть от дальнейшей научной программы и экономической целесообразности. Возможно, корабль будет курсировать в Антарктиде и находиться в портах Южной Америки. Надо понимать, есть ли целесообразность гнать судно в Украину и назад, — это 80 суток туда и обратно. Скорее всего, он будет находиться в Антарктиде и проводить весенне-летнюю деятельность, делая научные исследования вокруг полуострова. В зимний период судно будет находиться в южных портах, где ему будут проводить технические обслуживания при необходимости, которые обычно проводятся ежегодно. 

В Украине есть программы касательно развития антарктической станции. Существующей мы пользуемся 25 лет, до нас ею пользовались британцы, а последняя реставрация производилась в 80-м году. Необходимо в перспективе построить новый корпус станции. Говоря о такой перспективе, целесообразно гнать судно из Украины, так как станция большая и вмещает много строительных материалов. Удобнее поставлять материалы из Украины для определенных целей. Это непосредственно могут осуществить украинские предприятия.  

На судне есть лаборатории, можно доставить новое оборудование 

Известно ли, насколько современное на судне оборудование? 

— Корабль относительно не новый, 1991 года, но внутри в течение 30 лет модернизировался. Если строить новый, то это будет стоить приблизительно 250 млн евро. В научном плане установлены современные системы — жизнеобеспечения и навигационная, — позволяющие проводить исследования. Главное — остаются лаборатории, которые можно использовать впоследствии. Их можно совершенствовать, устанавливая новое оборудование, которое впоследствии можно будет снять. Например, выиграв грант или одержав победу в каком-то проекте, можно эти деньги вложить в оборудование. 

Если это научное судно, то что благодаря ему мы сможем узнать? Какие конкретно исследования можно проводить?

— Непосредственно морские исследования, куда входит изучение океана и его обитателей, растений и организмов. Это даст возможность высаживаться на других районах вокруг Антарктического полуострова, где ученые смогут проводить научную деятельность.

Нужно ли под это судно специально обучать экипаж или ученых?

— Часть экипажа будет состоять из людей, которые обслуживали судно. С ними подпишут контракт на некоторое время, условно до полугода, но, может, и более года. Они будут обучать новый экипаж. В свое время так сделали итальянцы, и у нас будет похожая модель. А на James Clark Ross обслуживали не только англичане, но и другие граждане Европы. 

Такие судна продаются раз в 10-20 лет

Если выгодно иметь собственный ледокол, то почему его не приобрели в течение предыдущих 20 лет? Есть ли необходимость делать такую инвестицию именно сейчас?

— Не было денег и соответствующих предложений о продаже, в частности от Великобритании. Речь о приобретении судна для Украины началась с конца 2019 года. Однако Великобритания некоторое время откладывала продажу по причине нахождения на доработке их нового судна. Ледокол был им еще необходим в эксплуатации. 

Узнав, что Украина заинтересована в приобретении корабля, британцы не стали выставлять его на публичную продажу, приняв наше предложение о покупке. Таких ледоколов относительно мало за такие деньги, и продаются они раз в 10-20 лет.

Однако выгодность такой инвестиции покажет время. В целом, если есть антарктическая станция, на которой в дальнейшем будут проводиться исследования на высоком уровне, то приобретение ледокола необходимо. Без него особо не будет развития. Для Украины это выгодно, но при грамотном подходе.

Известно ли, как его использовали англичане? 

— За назначением для обеспечения своих антарктических экспедиций. Для обеспечения двух своих станций — Грузера и Халли-4. 

Первоначальная стоимость ледокола составляла $10 млн, затем сошлись на $5 млн. Как удалось сбить цену в два раза? 

— Британцы идут на уступки. Скорее всего, уже просчитано, во сколько в дальнейшем это будет обходиться. 

КСТАТИ

— Ледокол James Clark Ross (JCR) — бывший флагман Британской антарктической службы. По интересному стечению обстоятельств именно он был тем судном, которое доставило на антарктическую станцию «Джеймс Фарадей», теперь известную как «Академик Вернадский», первую украинскую антарктическую экспедицию в 1996 году, — рассказал директор Национального антарктического научного центра (НАНЦ) Евгений Дикий.

СПРАВКА

JCR был спущен на воду в 1990 году. В первую очередь является морским исследовательским судном для биологических, океанографических и геофизических круизов. Оснащен набором лабораторий и лебедочных систем, которые позволяют размещать научное оборудование на корме или в середине корабля. 

Корабль имеет чрезвычайно низкий уровень шума, что позволяет использовать чувствительное акустическое оборудование. 

JCR также выполняет некоторые грузовые и логистические работы.

НОВОЕ НА САЙТЕ

Omoda назвала цены на обновленный C5. Полный привод — дешевле ₽3 млн

Обновленный Omoda C5 в России будет стоить от ₽2 519 900 ...

Как выбрать идеальный новогодний подарок для друзей и близких: советы и идеи

Новый год – это время чудес, волшебства и, конечно же, подарков. Каждый из нас стремится сделать этот праздник особенным...

Volkswagen показал новый Tiguan. Он стал легче, мощнее и безопаснее

Volkswagen представил обновленный кроссовер Tiguan с более мощным мотором ...

Первый тест Exlantix ES, призванного изумлять и вызывать недоумение

Autonews протестировал Exlantix ES в России. Названы плюсы и минусы новинки ...

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННЫЕ
Рекомендовано вам