Чем чешский лифтбек лучше конкурентов, почему поломка «робота» еще ничего не значит и как диодная оптика меняет восприятие машины — редакторы Autonews.ru рассуждают о Skoda Rapid
Фото: Вячеслав Крылов
Екатерина Демишева, 32 года, ездит на Volkswagen Tiguan:
Удивительно, но за рулем Rapid я все время сравнивала его не с другими одноклассниками, а со старшей Octavia, которая была у нас на тесте в начале лета. И, конечно, в таком сравнении машина слегка блекла. Тут и салон не такой просторный, и багажник не столь объемный, и «робот», хоть и шустрый, но не такой плавный, как восьмиступенчатый «автомат».
Опять же, куча мелочей, которые в Octavia кажутся само собой разумеющимися решениями, здесь просто отсутствуют. И речь ведь не только о креплениях isofix на передних креслах или двухзонном климате, которые «Рапиду» в принципе не полагаются. Я о более приземленных вещах вроде удобного подлокотника или поясничном подпоре, которые появляются в салоне младшего лифтбэка только за доплату.
Но очевидно, что все познается в сравнении. Цена Octavia с плюс-минус таким же оснащением будет вплотную приближаться к двум миллионам рублей, а этот Rapid с сочным вишневым цветом кузова даже не переваливает за полтора. Речь, конечно же, о рекомендованных розничных ценах, а не о безумных предложениях дилеров.
Так что же можно купить за эти деньги? Отечественную Vesta, заметно устаревший Logan, да корейских братьев-близнецов Rio и Solaris. Renault кажется уж слишком неказистым и простым. Корейцы вроде бы хороши, но даже со старшим двигателем не едут так зажигательно, как Skoda с турбомотором и «роботом». Плюс, не забываем, что ни один из них, за исключением стильного универсала Vesta Cross, не может похвастаться столь практичным кузовом и большим багажником, как чешский лифтбек.
Есть еще родственный Polo из Калуги, который после смены поколения делит со Skoda не только платформу, но и пятидверный кузов. Но он стоит чуть дороже только из-за наличия полностью цифровой приборки. Не самая веская причина, чтобы переплачивать.
Получается, что Rapid существует на рынке в своей собственной парадигме, и мало кто может сравниться с ним по практичности, технологичности, ездовым умениям, а, главное, цене.
Михаил Конончук, 33 года, ездит на BMW 3-series:
Это было вероломно. Ведь я уже почти успел подружиться с «Рапидом» и собирался его хвалить. Черт с ним, что под видом нового поколения нам предложили старую машину в не слишком глубоком рестайлинге. Не до капризов в наши смутные времена, да и ретроградство не всегда порок: например, пожилой интерьер в жизни сильно удобнее сенсоров новой «Октавии». Еще бы кто-нибудь придумал, наконец, куда тут можно удобно кинуть телефон — и вообще нормально можно жить.
Понимаете, ко всему можно привыкнуть. Меня уже не колотит при виде цены в 1,2 миллиона рублей за начальную версию с турбомотором 1.4TSI. А вы попробуйте сегодня найти что-то дешевле, но с сопоставимой динамикой! И ведь едет такой Rapid неплохо: моторчик по-прежнему бодрый и задорный, плотное шасси и отзывчивый руль в масть — я в итоге успел поймать себя на мысли, что эта Skoda после неожиданно бездушной Audi RS Q8 дарит больше радости. И вечно дерганая DSG будто бы научилась манерам и стала работать плавнее прежнего…
Тут-то Rapid и воткнул нож в спину наивной жертвы. Выезжаю из двора с утра пораньше — и получаю пару чувствительных, даже истеричных рывков. Сначала подумал было: вот насколько сдружились с машиной, что она тупит в унисон с невыспавшимся водителем. Но нет. Рывок, еще рывок, желтая лампочка check engine, затем сообщение о неисправности коробки — и, в конце концов, агония. На одометре было чуть больше 11 тысяч километров.
Я честно пытался откачать пациента: перезапускал ему двигатель, отключал аккумулятор, возносил молитвы, но без толку. Через пару десятков километров лифтбек уже не всегда мог нормально тронуться с места, а зеваки точно думали, что за рулем ученик.
Короче, несчастного пришлось раньше времени возвращать в представительство — и, в полном соответствии с законами Мерфи, именно тогда, когда он был больше всего нужен. Мы чуть не сорвали съемки видео про два раритетных «Ягуара» (к слову, этот багажник с бескрайним проемом пятой двери — любимое место всех операторов), а ради внезапной загородной поездки на выходных вообще пришлось задействовать каршеринг. По иронии им оказался тоже Rapid, только прошлого поколения.
Бедная машина! Сотни пользователей-насильников разгромили ей подвеску, затерли руль до проплешин, прожгли пару дырок в обшивке, а тандем базового мотора 1.6 и автоматической трансмиссии работал уже по принципу «сдохни или умри» — почти так же исступленно, как на сломанном тестовом лифтбеке, только без тревожных лампочек. И самое печальное, что эти наблюдения касаются почти всех Rapid/Polo, которые я встречал в каршеринге.
Какой-то особенной морали здесь не будет. Убить можно любую технику, и любая же может неожиданно отказать — а статистика по надежности «Рапидов» 1.4 TSI, на самом деле, вполне приличная. Так что если уж вы выбрали эту машину (что совсем не сложно при всех ее достоинствах), то просто берегите. Возможно, при нынешней динамике рынка через пять лет продадите ее даже дороже, чем купили сейчас.
Давид Акопян, 32 года, ездит на Volkswagen Polo:
Я ездил на «Рапиде» перед Мишей. И все было нормально. Понимаете, нор-маль-но. Турбомотор отлично крутился, заливисто рыча своими четырьмя компактными цилиндрами, "робот" с сухими сцеплениями грубовато, но адекватно переключался, а подвески весьма посредственно, но все же справлялись со своей работой.
Собственно жесткость на ходу — моя главная и основная претензия к «Рапиду». Ну почему автомобиль, который разрабатывался специально для нашей страны и ради этого даже не сменил старую платформу, остался столь некомфортном на ходу? Да, я отлично понимаю, что у нас топовая версия с самыми большими дисками, которые только могут быть установлены на чешский лифтбек. Ну и к тому же он весь в псевдоспортивных украшениях, намекающих на жесткий ход. Но все же машина, адаптированная для не самых качественных российских дорог, не должна быть столь жесткой.
При этом я частенько хвалю «Шкоды» за отточенную управляемость. Но это как раз тот случай, когда хочется положить ее (эту самую управляемость) жертвой на алтарь комфорта. Может быть, с рестайлингом модели российский офис Skoda нас услышит и все же немного смягчит настройки демпферов. Пока же никому из своих знакомых я не буду рекомендовать брать Rapid с красивыми колесами. Довольствуйтесь штамповками или базовым «литьем» 15-го диаметра. На таких куда комфортнее.
А в остальном это все тот же давно знакомы «Рапид», в который я впервые сел еще в далеком 2014-м году. Очень просторный по меркам класса салон, удобные кресла, практически полное отсутствие эргономических просчетов на рабочем месте водителя и весьма бодрый характер для бюджетника. Если сейчас вообще можно так выразиться о машине B-класса за внушительные полтора миллиона рублей.
Хотя еще одну полезную модернизацию машины второго поколения я просто обязан отметить. Это новая светодиодная оптика, которая отлично справляется со своей работой на неосвещенных подмосковных дорогах. Так уж случилось, что на этом Rapid я накатал немало километров именно в темное время суток. И везде головная оптика радовала ярким и белым пучком света, который отлично подсвечивал пространство перед машиной.
Ему бы еще шумоизоляцию чуть получше — и тогда даже обновленный прайс-лист с ценой топовой версии от 1,3 миллионов рублей уже не ввергал бы меня в шок. А пока я все еще привыкаю к новой реальности.